7 Небо
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.


Фэнтези форум
 
ФорумПорталГалереяПоследние изображенияПоискРегистрацияВход

 

 Археология как точная наука (фрагменты из романа)

Перейти вниз 
АвторСообщение
Огеньская




Сообщения : 44
Дата регистрации : 2011-08-22

Археология как точная наука (фрагменты из романа) Empty
СообщениеТема: Археология как точная наука (фрагменты из романа)   Археология как точная наука (фрагменты из романа) Icon_minitimeПн Июл 30, 2012 8:59 am

Так, забавненькие, не претендующие на серьезность куски одного романа. Выкладываю из-за неосторожного обещанияSmile

Археологическая справка раз



Сработавшаяся группа из пятнадцати-двадцати археологов представляет собой идеальную модель восточного базара. В этой группе обязательно есть «начальник рынка» - человек, без ведома которого не должно происходить ни одно мало-мальски значимое событие в жизни группы. Начальник необходим рынку в той же степени, как трупу — все те тряпки, в которые его обряжают перед захоронением. При этом полагается оказывать «начальнику» мелкие знаки внимания вроде поднесённой сигареты или вовремя налитой кружки чая. С формальной точки зрения должности начальника экспедиции и начальника рынка зачастую не совпадают, но в конфронтацию между собой никогда не вступают. В любом случае, все серьёзные проблемы разрешаются начальником экспедиции. Причем единолично.
Так же в группе археологов не обходится без парочки зазывал — людей, которые громче всех кричат и меньше всех делают. Эти особи часами рассказывают, как здорово им в позапрошлом году работалось в квадрате «си-шесть», как там на одном только горизонте нашлись медные бусы второго тысячелетия до нашей эры, зубы доисторической красавицы и пять статуэток из нефрита. Для справки: до квадрата «си-шесть» семь миль по пересеченной местности. У новичков группы загораются глаза, «старички» хмыкают в бороды, но на всякий случай принимают к сведению. На следующий день новички идут в разведку (зазывала выступать в роли проводника отказывается, потому что как раз сегодня ему нужно доработать угол очередного «уникального» квадрата, а до «си-шесть» «рукой подать», так что новички сами разберутся), прихватив только фляги с водой. Возвращаются уже вечером, голодные, злые, полные жажды праведной мести. «Си-шесть» располагается не «рукой подать» и не на северо-западе, как им было сказано, а на юго-востоке. Зазывала пожимает плечами и вопрошает небеса в разочаровании: кто, кто выдал дипломы стае этих молодых идиотов, не сообразивших перед выходом хотя бы свериться с картами?! Справедливости ради следует отметить, что зазывалы незаменимы в организации культурно-массового досуга археологов, которым тоже ничто человеческое не чуждо.
Далее в базарной иерархии располагаются рядовые лавочники — люди, образовавшие внутри большой группы свой маленький клуб по интересам. Интересом, как правило, выступает их личная маленькая теория, защищать которую они готовы до последней капли крови. Безвредны, спокойны, сосредоточены на делах своей группки, нелюбопытны к остальным. Ровно до того момента, пока не задевается честь их защищаемой теории — здесь способны устроить даже сшибание «стенкой на стенку». Изредка делают представителям конкурирующей «лавки» мелкие пакости вроде ужа в ботинке или надписи «Продается. Недорого» на любой подходящей части тела задремавшего на солнцепёке «вражины».
К лавочникам, соответственно, примыкает обширная группа постоянных покупателей — адептов маленькой теории. Ещё более безобидны, доверчивы, послушны, как овцы. Идеальная базарная толпа.
Наконец, бакшишники. Люди, которые будут держать над вами зонтик или поднесут жаждущему вам фляжку, лишь бы в будущей свой статье по результатам раскопок вы упомянули и их имена. Попадают в археологию с закономерной случайностью, сами бесталанны, зато заметно облегчают быт. Зачастую прилипчивы и назойливы, и, раз выбрав объект для забот, вцепляются в него всеми четырьмя конечностями. Требуют к себе строгости.
Начальника экспедиции мы пока что трогать не будем, потому что он, обладающий одноместной палаткой и ночами просиживающий над картами и черепами, относится в археологической мифологии к фигуре сакральной...
Вернуться к началу Перейти вниз
Огеньская




Сообщения : 44
Дата регистрации : 2011-08-22

Археология как точная наука (фрагменты из романа) Empty
СообщениеТема: Re: Археология как точная наука (фрагменты из романа)   Археология как точная наука (фрагменты из романа) Icon_minitimeПн Июл 30, 2012 9:00 am

Археологическая справка два

Среди всех самых сакральных вещей в археологической мифологии наисакральнейшими выступают три: еда (она же «жрачка», она же «хавчик»), необычный и редкий артефакт, никем и никогда раньше не найденный (он же «хабар»), и фигура начэкспедиции.
Три этих понятия находятся в столь сложном взаимодействии и взаимозависимости, что, говоря о каждом в отдельности, мы рискуем впасть в однобокую примитивность суждений, однако попробуем дать некоторое хотя бы и отдалённое представление о трёх божествах археологической культуры.
Итак, еда. Согласно представлениям археологов, еда существует в двух формах - «окультуренной» и «дикой». Первая обитает в обширных рюкзаках и ящиках, и достаточно легко добывается из указанных обиталищ путём простого извлечения. Дальнейшее её существование в съедобной форме в большой степени зависит от таланта повара, сумевшего бы энное количество крупы и дешёвого концентрата из банки превратить во вкусное и, главное, безопасное для едоков блюдо. Таких поваров-виртуозов носят на руках или пытаются обратить в рабство, принуждая готовить каждый день, начисто забывши об основной работе — ковырянии на свалке мировой истории (и здесь мы опять можем встретить бакшишника, который готов весь археологический сезон отсиживаться в лагерном камбузе, не особо страдая по палящему солнцу раскопа). Вторая форма еды, «дикая», предполагает затрату значительных усилий для её раздобывания, зато отличается разнообразием (как вкусовым, так и качественным). Она водится у туземцев, общение с которыми зачастую напоминает крутой квест из серии «Индиана Джонс и...». Последние, по нашему скромному мнению, заслуживают нескольких ёмких и кратких слов о себе в нашей справке.
Итак, туземец — это чума. Скверно одетая, плохо понимающая по-английски, шумная, весёлая, прилипчивая чума. В своей естественной среде — на деревенском или городском базаре, куда несчастный голодный археолог отправляется с утра пораньше разжиться «жрачкой» - туземец беспардонен, настойчив, жаден и рассматривает любого попавшегося ему в руки иностранца как внезапный и неиссякаемый источник средств к существованию. Завидев жертву, туземец выполняет сложный танцевальный ритуал, имеющий целью попытку окружить собой археолога — со всех сторон одновременно, дабы оградить от посягательств сородичей. Затем, удостоверившись, что у жертвы уже идёт кругом голова и звенит в ушах, туземец приступает к основной части своего чёрного дела — всучивает доверчивому и размякшему археологу лежалый товар по тройной цене, попутно побуждая покупать и вовсе ненужные продукты (перечень их неисчерпаем и варьируется в диапазоне от взбитых сливок до пары фунтов яичного порошка не первой, и даже не второй, свежести). Затем туземец вновь исполняет ритуал — долго уговаривает жертву заглядывать ещё, тряся при этом руку жертвы в бесконечном рукопожатии, и обещает в следующий раз сделать огромную скидку. И только тогда отпускает ошарашенного археолога в лапы следующего туземца. Который тоже рассматривает бедолагу исключительно в качестве ходячего рога валютного изобилия.
Но возвратимся к еде. Еда, добытая из рюкзаков или у туземцев, неизменно поступает в общий котёл и неизбежно съедается, какого бы качества она ни оказалась. Поскольку еда священна, а аппетит на свежем воздухе одуряющ. Тем не менее, он временно иссякает, и археолог отправляется на раскоп. И там проводит большую часть суток, умудряясь подгадывать моменты, когда жара не так изнурительна, но при этом уровень освещённости достаточен. Как правило, это временные промежутки от очень раннего утра и до полудня, а затем — вечер от начала прохлады и до совсем уж сумерек, когда перестаешь видеть кисточку или лопатку в собственных руках.
А теперь вообразите себе обстановочку: не особенно изнурительная жара — это температуры от двадцати пяти до сорока градусов по Цельсию, работа представляет собой монотонное разгребание песка лопатой, просеивание его через сито, сметание пыли с пластов породы, а глаза всё время слепит от блеска слюдяного крошева. Пот ручьём, руки кажутся чужими, время тянется бесконечно. Изо дня в день, из месяца в месяц. Единственная радость в этой бесконечной череде — находка. Чаще всего, банальный глиняный черепок разбитого кувшина. Этих процентов девяносто от общего числа найденного. По всей видимости, и доисторические жены развлекали нервы своих доисторических мужей битьём посуды. Иначе бы откуда её столько?! Дальше по степени распространённости располагаются наконечники всякого рода стрел, топоры и обломки мечей. Они с удовольствием выкупаются заштатными уездными музеями, но особой исторической ценности не представляют. Поэтому мечтой всей жизни любого археолога является всё же Артефакт с большой буквы — хабар. Это та находка, которой будет присвоено имя первооткрывателя, которая обеспечит его учёной степенью, парой строчек в археологическом словаре и немалым материальным вознаграждением (хотя о меркантильном археолог задумывается редко, иначе давно бы уже ушёл в бизнес), и которая оставит счастливца героем археологических легенд...
Вернуться к началу Перейти вниз
Огеньская




Сообщения : 44
Дата регистрации : 2011-08-22

Археология как точная наука (фрагменты из романа) Empty
СообщениеТема: Re: Археология как точная наука (фрагменты из романа)   Археология как точная наука (фрагменты из романа) Icon_minitimeПн Июл 30, 2012 9:01 am

Археологическая справка три


Начэкспедиции — это почти что Господь Бог, только важнее. Нет, это не богохульство, не думайте даже! Просто Бог далеко, а начэкспедиции в соседней палатке, и ему прекрасно всё слышно и видно. Отсюда вывод: заниматься всякими делами нужно тихо и незаметно. Чем бы вы там не занимались. И вот не надо вот этого вот! Пошляки! Просто иногда нормальным людям требуется что-нибудь, чтобы расслабиться. Ну, сами понимаете.
А начэкспедиции — всё же божество. И у него есть своя собственная палатка. И складывается ощущение, что он никогда не спит, потому что ночью, когда вы встаете, чтобы, простите, сходить воздухом подышать, звёздочки поразглядывать, у него лампа светится. И так всё время, когда бы вы не вышли. И вы начинаете мучительно соображать, а слышал ли он, чем вы только что занимались (а заниматься можно много чем: один раз в экспедиции был какой-то то ли русский, то ли кто-то вроде, так он ночью сало грыз). Вы мучительно соображаете, а в груди вопреки всему растекается сладостное чувство: бдит, родненький! Чтобы, значит, если террористы приблудные какие или там «афганка»***, первым узнать. Конечно, ничего он террористам или «афганке» не оторвет и в сортирах не замочит, но всё равно приятно.
Кроме того, начэкспедиции отвечает за всё в арехологичке: и чтобы еда всегда была (а если начальник очень хороший, то и вкусная), и чтобы туземцы не распоясались и не затаптывали место раскопа (и не пытались археологам прямо на раскопе и прямо с рук продать кособокие рукоделия якобы второго тысячелетия до нашей эры, так хорошо сохранившиеся, что аж краска к пальцам липнет), и чтобы никто лишнего ребенка из экспедиции не привёз (а привёз только нелишних), и чтобы даже, кажется, солнце вовремя вставало и садилось (а иначе, зачем он каждый восход замечает точное время?).
Поэтому начэкспедиции позволены мелкие слабости. Он имеет право петь петухом и скакать на одной ножке (хотя такого прежде ни за кем не замечалось), а по утрам устраивать пробежки вокруг лагеря, даже если затем ему предстоит пять миль до раскопа, он может… почти всё. Собственно, странности начэкспедиции не только допустимы, но и поощряемы, но и культивируемы в той же степени, как фирменный талисман конкретной археологической группы. Чтобы, значит, было чем похвалиться перед остальными«А вот наш-то!»
Потерять начэкспедиции по тем или иным причинам – примета хуже некуда. Группа без начэкспедиции считается проклятой и выморочной, и получает тот же статус, что и «корабль дураков» или «чумной корабль» в Средние века – случайные прохожие обходят стороной, суеверные мамаши прикрывают лица младенцев от сглаза. Занять место погибшего начэкспедиции – обречь себя на несчастья, бесконечную череду мелких неприятностей и даже, возможно, участь предшественника. Поэтому, как правило, несчастливая группа самопроизвольно распадается и рассеивается по другим группам, которые «погорельцев» принимать в свои дружные составы тоже не спешат. Случаев, когда потерявшие начальников экспедиции сохранялись в полном составе и находили новых руководителей, меньше, чем пальцев на одной руке, а легенд о «чёрных экспедициях» - гораздо больше, чем на всех конечностях всего состава таких экспедиций.

Продолжение следует, если пожелаетеSmile
Вернуться к началу Перейти вниз
 
Археология как точная наука (фрагменты из романа)
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
7 Небо :: Литературное творчество :: Проза форумчан-
Перейти: